Московский Патриархат Рязанская Епархия РПЦ Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

Самсонов Иван Степанович

Самсонов И.С.

 

 

Учитель химии, руководитель методобъединения естественно-математического цикла, руководитель научного общества учащихся Православной гимназии, председатель секции "Юный химик" Российского химического общества имени Д. Менделеева

 

 

Образование – высшее (Воронежский государственный университет, химический факультет, 1972 г., химик).

 

Высшая квалификационная категория по должности «учитель», приказ № 58-А от 8 октября 2010 г. министерства образования Рязанской области.

 


Награды:

  • Государственная награда «Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени» № 1288. (Указ Президента Российской Федерации).
  • Почётные грамоты Министерства просвещения РСФСР за подготовку призёров на Всероссийских химических олимпиадах школьников.
  • Почётные грамоты Министерства образования Российской Федерации за подготовку призёров Всероссийской олимпиады школьников по химии.
  • Почётные грамоты Всесоюзного химического общества (ВХО) им. Д. И. Менделеева за научно-исследовательские работы школьников.
  • Почётные грамоты Всероссийского химического общества (РХО) им. Д. И. Менделеева за выступления учащихся в химических научно-практических конференциях.
  • Почётная грамота Санкт-Петербургского отделения Всероссийского химического общества (РХО) им. Д. И. Менделеева.
  • Почётная грамота Санкт-Петербургского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
  • Почётная грамота управления образования Одесской областной государственной администрации и Одесского государственного университета им. И. И. Мечникова.
  • Подяка управлiння освiти Полтавськоi обласноi державноi адмiнiстрацii за активную работу в развитии научного творчества молодёжи.
  • Почётные грамоты Рязанского городского Дворца детского творчества.
  • Почётные грамоты управления образования, науки и молодёжной политики администрации г. Рязани.
  • Почётная грамота управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани, приказ № 1111 от 17.10.2005 г.
  • Почётная грамота Администрации г. Рязани. 2010 г.
  • Почётная грамота управления образования и молодёжной политики администрации г. Рязани, приказ № 251 от 24.02.2012 г.
  • Диплом информационного агенства "Малая родина" за большой вклад в воспитание подрастающего поколения в духе любви к науке, туризму и истории родного края 2014г.
  • Сертификат МАОУ ДОД "Рязанский городской Дворец детского творчества" за пропаганду и поддержку исследовательской деятельности учащихся, профессионализм в подготовке участников XXXII городской открытой научно-практической конференции юных химиков. 2014г.
  • Сертификат НОУ "Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского" за пропаганду и поддержку исследовательской деятельности учащихся, профессионализм в подготовке участников VII научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского 27.02.2014г.
izobrazhenie otskanirovano 16 12 2013 v 9 10

Печатные труды:

1) Русаков А. И., Гулин А. Б., Мурашев С. В., Самсонов И. С. Сборник задач по химии для учащихся 8-х классов.
2) Русаков А. И., Гулин А. Б., Мурашев С. В., Самсонов И. С. Сборник задач по химии для учащихся 9-х классов.
3) Русаков А. И., Гулин А. Б., Мурашев С. В., Самсонов И. С. Сборник задач по органической химии для средней школы.
4) Русаков А. И., Гулин А. Б., Мурашев С. В., Самсонов И. С. Сборник задач по органической химии для средней школы.
5) Русаков А. И., Мурашев С. В., Самсонов И. С. Сборник задач по химии для учащихся 10 - 11 классов и абитуриентов.
6) «Творческое сотрудничество учащихся и учителя при обучении химии» в журнале «Химия: методика преподавания в школе» № 4 в 2001 г.
7) Экскурсия «Духовные сокровища Затинной улицы».
8) Подготовлен материал для учебного пособия "ХИМИЯ для дополнительного образования школьников".
9) Мною разработаны материалы для дополнительного образования на темы:

    • «Основные классы неорганических соединений. 8 класс».
    • «Строение атома и химическая связь. 8 класс».
    • «Галогены. 8 класс».
    • «Водород. 8 класс».
    • «Кислород. 8 класс».
    • «Сера и её соединения. 9 класс».
    • «Азот и его соединения. 9 класс».
    • «Щелочные и щелочноземельные металлы. 9 класс».
    • «Железо. 9 класс».
    • «Марганец. 11 класс».
    • «Хром и его соединения. 11 класс».
    • «Алканы. 10 класс».
    • «Алкены. 10 класс».
    • «Алкины. 10 класс».
    • «Диены. 10 класс».
    • «Арены. 10 класс».
    • «Спирты. 10 класс».

Научные конференции и выступления:

  • "Проблемы и перспективы развития химического образования". Формы, методы, средства выявления одарённости. РИРО 24 апреля 1999 г.
  • Обмен опытом работы в Православной гимназии в школе № 20 г. Великого Новгорода 25 апреля 2002 г.
  • Обмен опытом работы в Санкт-Петербургской гимназии им. императрицы Елизаветы Фёдоровны 29 марта 2003 г.
  • Обмен опытом работы «Как научить учащихся решать задачи по химии» 20 февраля 2002 г. в школе № 67 г. Рязани.
  • Выступления перед учителями города по проведению городских химических конференций на методических секциях.
  • Показ видеофильма Российского телевидения РТР 2-й программы о работе химического кружка, проведение зональной химической олимпиады на примере одного из участников.

Сотрудничество:

  • Иоанно-Богословский мужской монастырь;Санкт-Петербургский государственный университет им. М. В. Ломоносова;
  • Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина;
  • Рязанский государственный медицинский институт им. акад И. П. Павлова;
  • Рязанский институт развития образования;
  • МОУ «ИД(М)Ц»;
  • Рязанский городской Дворец детского творчества;
  • Областная библиотека им. А. М. Горького;
  • Рязанский нефтеперерабатывающий завод;
  • ФГБОУ ВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет"

Курсы повышения квалификации

ДатаТемаМесто прохождения
15.11.2006 Интенсивные технологии в обучении химии. ИДМЦ
28.12.2006 Семинар «Мотивация – основное условие успешного обучения». Выступление «Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся на уроках химии». ИДМЦ
24.01.2007 Возрастные особенности детской психологии ИДМЦ

17.09.-19.09.2007
Современные основы образования и духовно-нравстренное здоровье общества. Белгород
17.10.2008 Методические аспекты преподавания химии в профильном и предпофильном обучении. СОШ № 3, ИДМЦ
11.02.2010 О православном воспитании молодёжи. Православная гимназия
9.11.2011 «Системный подход в подготовке учащихся к ГИА» из опыта работы педагогов города. СОШ № 3
23.01.11-04.02.12 Инновационные технологии в преподавании химии и биологии. РИРО
25.01.2012 Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях с УМК по биологии и химии. РИРО, г. Москва
28.03.2012 Круглый стол, посвящённый войне 1812 г. Санкт-Петербург
29.08.2012 Повышение профессионального уровня и качества преподавания химии. Дом Салтыкова-Щедрина
2014 Участие в семинаре "Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании курса химии" Вентана-Граф
05.03.2014 Участие в семинаре "Преподавание химии в условиях перехода на ФГОС нового поколения" Вентана-Граф

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования.

Д. И. Менделеев

Использование педагогических технологий, методик, средств и форм обучения

 

  • Личностно-ориентированные технологии;
  • разноуровневое обучение;
  • технология проектной деятельности;игровые технологии;модульное обучение;коллективное взаимообучение;технология сотрудничества;здоровьесберегающие технологии.

 

Название технологии, методики и т.д.Использование в образовательном процессе
Личностно-ориентированные технологии Обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по химии;
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Разноуровневое обучение Выполнение заданий по вариантам (8 вариантов);
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность;
предоставление возможности для естественного самовыражения ученика;
индивидуализация обучения;
материал даётся всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трёх разных уровнях;
от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.
Технология проектной деятельности Формулировка задач исследования;
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформления результатов;
сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
выводы;
результат – материальный продукт.
Подходы к формированию экспериментальных умений учащихся:
использование инструкций и дифференцированных заданий к эксперименту;
использование методических разработок экспериментальных опытов;
использование ученических экспериментов;
использование системы блоков-практикумов.
Игровые технологии В 7 и 8 классах составляются ребусы, в игровой форме формулы веществ и химические уравнения и т. д.
«Логические цепочки».
«Продолжи ряд».
«Убери лишнее».
«Третий лишний».
«Кто быстрее?»
Модульное обучение Изучение тем блоками и в заключение принимается зачёт.
Коллективное взаимообучение Сильные учащиеся помогают решать задачи слабым учащимся.
Составление план-конспектов по теме с использованием учебника, Химической энциклопедии, ВУЗовских учебников.
Технология сотрудничества Самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.
Здоровьесберегающие технологии Соблюдение правил Техники Безопасности при проведении лабораторных опытов и Практических работ. Точное соблюдение инструкции при проведении исследований.

Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться.

Н. Д. Зелинский

Работа над темой по самообразованию «Совершенствование методики обучения решению типовых и нестандартных задач»

Цель: Научить учащихся решению типовых и нестандартных задач по химии.

Задачи: 

  • повышение эффективности преподавания;
  • повышение мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • формирование у учащихся целостного представления в различных областях знаний;
  • формирование у учащихся представления об окружающем мире как о единой системе.

Предполагаемый результат:

  • системное усвоение знаний обучающимися;
  • возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, её реализации в учебном процессе, в воспитании отношений к жизненным ситуациям.

 

Общий компонент работы МО над темой самообразования


«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.»

Д. А. Медведев

Результаты педагогической деятельности

Участие учащихся в олимпиадах, выставках и конкурсах

Место проведенияГод участияНазвание конкурсаИтоги конкурса
г. Рязань  2008 XXVI Межрегиональная научно-практическая конференция юных химиков Диплом II степ.
г. Рязань  2009 XXVI Межрегиональная научно-практическая конференция юных химиков Диплом II степ.
Диплом III степ.
Диплом III степ.
Диплом III степ.
г. Рязань 2010 XXVIII Открытая муниципальная научно-практическая конференция юных химиков Диплом II степ.
Диплом II степ.
Диплом III степ.
Диплом III степ.
г. Рязань 2011 XXIX Муниципальная открытая научно-практическая конференция юных химиков Диплом II степ.
Диплом III степ.
г. Рязань 2012  XXX Муниципальная открытая научно-практическая конференция юных химиков Диплом II степ.
Диплом II степ.
Диплом III степ.
г. Санкт-Петербург 2012 XXXVI Всероссийская научно-практическая конференция школьников по химии Почётная грамота
(4 место)
Почётная грамота
 (4 место)
г. Рязань 2013 XXXI научно-практическая конференция объединения юных химиков "Химия и нанотехнологии" Диплом

(2 место)
Диплом
(2 место)
Диплом
(3 место)
г. Рязань 2013 III открытый городской конкурс юных экскурсоводов "Мой дом - моя Рязань" Диплом участника
г. Рязань 2014 XXXII городская научно-практическая конференция юных химиков, посвященная 200-летию как Берцелиус ввел современное обозначение химических элекментов Диплом
2 степени
г. Рязань 2014 VII сессия научно-прктической конференции школьников Православной гимназии, посвященная 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского" Диплом
2 место

«…Настоящее познание всего даётся только Духом.»

свт. Феофан Вышенский Затворник.

Проектная деятельность учащихся

  • Отрицательное влияние фастфуда на организм человека»
  • «Минералы, используемые в народном хозяйстве» 
  • «Волокна растений agava sisolana и hibiscus cannabinus» 
  • «Антистатики – вещества, используемые для обработки тканей» 
  • «Хирургические нити»
  • «Исследования головного мозга» 
  • «Фарфор и фаянс – изделия силикатной промышленности» 
  • «Лакокрасочные материалы в строительстве» 
  • «Мрамор как декоративный и строительный материал» 
  • «Химические особенности в производстве обоев» 
  • «Токсикология – это область медицины, изучающая законы взаимодействия живого организма и яда» 
  • «Снотворные и успокаивающие препараты»
  • «Сахарный диабет – распространённое эндокринное заболевание, приводящее к раз-личным видам патологии и преждевременной смерти» 
  • «Атмосферный воздух и его охрана» 
  • «Действие вредных продуктов на организм человека» 
  • «Антиоксиданты в сырах и колбасах» 
  • «Окислительно-восстановительные реакции, протекающие в крови человека» - Гривина Серафима, 9 класс.
  • «Окислительно-восстановительные реакции, протекающие при электролизе расплавов и растворов солей» 
  • «Загрязнение окружающей среды, альтернативные источники получения энергии»
  • «Соединения селена как лекарственные препараты и ядовитые вещества» 
  • «Витамин В-12 (кобаламин) – витамер для лечения некоторых видов злокачественных образований» 
  • «Иод как антисептик и антитиреоидное средство в медицине» 
  • «Свинец и его кумулятивное действие на живые организмы» 
  • "История развития нанотехнологий" 
  • "Генно-модифицированные организмы" 
  • "Свойство электропроводности фуллеренов и нанотрубок"
  • "Современные проблемы получения, исследования и применения монокристаллов тугоплавких соединений"

 


Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Д. И. Менделеев

Выпускники православной гимназии

 

Выпускники Православной гимназии, знающие химию, занимающиеся исследовательской деятельностью, умеющие ставить грамотный эксперимент продолжают обучение в ВУЗах.

 

 

 

 

 


Учителя, как местные светочи науки,должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.

Д. И. Менделеев

Нетрадиционная форма обучения

  • занятия на базе педагогического и медицинского университетов на различных кафедрах .
  • занятия в лаборатории охраны окружающей среды на пл. Мичурина .
  • занятия на базе научных учреждений и лабораторий города;
  • работа с научной литературой в библиотеке Рязанского государ¬ственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова и в областной библиотеке им. А. М. Горького;
  • занятия в городском химическом объединении Дворца детского творчества;
  • муниципальные, региональные и российские (в Санкт-Петербурге) научно-практические конференции по химии.

Дополнительные занятия по подготовке учащихся к ЕГЭ в химическом кружке Православной гимназии во имя свт. Василия Рязанского и городского химического объединения Дворца детского творчества.

Внеурочная деятельность способствует мотивации к учению, развитию интеллектуальных возможностей учащихся, развивает самостоятельность.

 


Внеурочная деятельность

1) предметные недели по химии;
2) химические вечера для младших классов:

  • «Чем мы дышим?» для учащихся 4 класса,
  • «Занимательной химии» для учащихся 4 класса,
  • «Вещество и его физическое состояние» утренник для 5 класса,
  • «Кислоты и основания. Индикаторы» урок химии в 5 классе,
  • «Получение малахита. Фильтрование.» урок химии в 5 классе,
  • «Минералы и горные породы» лабораторная работа в 6 классе;

3) деятельность учащихся в рамках городского химического объединения Дворца детского творчества «Научно-исследовательская работа»;
вечер занимательной химии для учащихся школ силами учащихся Православной гимназии.
4) пропедевтический курс химии в 7 классе.

Учащиеся Православной гимназии выполняют исследовательские проекты, ведут мониторинговые исследования.

 


 

Интегрированные уроки

  • «Электролиз. Электрический ток в жидкостях.» - 11 класс.
  • «Горные породы и минералы» - 6 класс.
  • «Рудные полезные ископаемые и получение из них металлов» - 8 класс.
  • «Периодическая система Д. И. Менделеева и буквы латинского алфавита» - 2 класс.
  • «Всероссийский урок чистой воды» - 8 класс.
  • «Как питаются растения?» – 5 класс.

 


«И химия есть часть книги Божией – о природе.
И тут нельзя не видеть Бога – Премудрейшего и Непостижимейшего.»

свт. Феофан Вышенский затворник.

Отбор духовно-нравственного компонента содержания образования на уроках химии

 

КлассНомер и тема урокаСодержание
8 3. Методы химии. Химический язык.
4. Практическая работа №
1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.
6. Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.
8. Атомно-молекулярное учение.
17. Законы сохранения массы и энергии.
50. Состояние электрона в атоме.
53. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
55. Валентные состояния и химические связи атомов элемен-тов.
63. Водород, рождающий воду и энергию.
Творение Божие. Создание бытия и веществ Богом.
Строение пламени. Свечи, лампады. Благодатный огонь в Иерусалиме.
 
Разумное устройство мира сотворённого Богом. Разумное устройство мира сотворённого Богом.
Ничто не возникает и ничто не исчезает бес-следно по сотворению Всевышнего.
Разумное устройство мира сотворённого Богом.
Как Господь даёт человеку разумения и мысли в разумных пределах. Сотворение мира.
 
Кто удерживает атомы друг около друга?
Почему водорода нет на нашей планете, но всё состоит из атомов водорода?
 9  
12. Химические реакции в свете трех теорий.
15. Распространение элементов-неметаллов в природе. Изотопы.
18. Сероводород.
34. Оксиды углерода.
39. Возникновение и развитие органической химии.
51. Жиры. Углеводы. Белки.
58. Электролиз расплавов и растворов солей.
59. Коррозия металлов и сплавов.
Разумное устройство мира сотворённого Богом.
Разумное устройство мира сотворённого Богом. Газы, жидкости и твёрдые вещества.
Сероводород и угарный газ яды, однако Господь распорядился так, что они исчезают за счёт кислорода воздуха.
Взаимосвязь живой и неживой природы, сотворённой Богом.
Пост, чревоугодие, искусственное питание.
Позолоченные и посеребрённые купола храмов и предметов священнодействия.
Крест, кадило, подсвечники, дикирий, потир и др. металлические предметы, применяемые в Богослужении.
 10  
3. Теория химического строения А. М. Бутлерова.
12. Алканы – предельные углеводороды.
28. Предельные одноатомные спирты.
49. Жиры.
51. Дисахариды и полисахариды.
53. Белки.
62. Синтетические каучуки и волокна.
  Открытия учёных и их принадлежность церкви.
Свечи. Лампадное масло.
Вино и причастие.
Пост. Растительные масла. Маргарин. Майонез. Малокалорийные торты и др.
Пост и чревоугодие.
Беседа о посте. Животная пища.
Облачения, ткани храма, пластмассовые иконостасы и украшения.
 11   23. Теория электролитической диссоциации.
32. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
36. Кислород и озон.
65. Охрана атмосферы, стратосферы, гидросферы и литосферы.
Разумное устройство мира сотворённого Богом.
Крест, кадило, подсвечники, дикирий, потир и др. металлические предметы, применяемые в Богослужении.
Существование жизни на земле. Озон – яд и польза.
Свобода человека, дарованная Господом.