Московский Патриархат Рязанская Епархия РПЦ Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

Фомина Александра Владимировна

iage001

ФОМИНА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА

УЧИТЕЛЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО,
РУССКОГО ЯЗЫКОВ,
ЛИТЕРАТУРЫ, РИТОРИКИ И
ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКИ


Руководитель методического объединения образовательной области
«Гуманитарные науки»

Образование – высшее (Рязанский Государственный Педагогический университет, факультет филологии и национальной культуры, 1994-1999 гг., учитель русского языка и литературы).

Педагогический стаж - 14 лет.

Первая квалификационная категория по должности «учитель»

 


 Награды:

  1. Почётная грамота Управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани, 2005 г.
  2. Грамота Министерства образования Рязанской области. Победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», 2010 г.
  3. Грамота Управления образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани и Московского Патриархата Рязанской епархии за вклад в духовно-нравственное воспитание через приобщение к русской православной культуре, 2010 г.
грамота

Научные конференции и выступления:

  1. «Фразеологизмы библейского происхождения, заимствованные из церковнославянского языка», 2002 г.
  2. «Церковнославянский язык – язык Священного писания и Православного богослужения», 2003 г.
  3. «Церковнославянский – живой язык», 2004 г.
  4. «Что такое церковнославянский язык и зачем мы его изучаем», 2005 г.
  5. «О необходимости изучения церковнославянского языка», 2006 г.
  6. «О значении церковнославянского языка в русской культуре», 2007 г.
  7. «О роли церковнославянского языка в современном русском», 2008 г.

Сотрудничество:

  • Рязанский государственный университет им. С.Есенина;
  • Рязанский институт развития образования;
  • Рязанский городской Дворец детского творчества;
  • Иоанно-Богословский мужской монастырь;
  • Казанский женский монастырь;
  • Областной художественный музей;
  • Областной Драматический театр;
  • Свято-Николо-Ямской храм.

Использование педагогических технологий, методик, средств и форм обучения

    • Общепедагогические технологии
    • Частнопредметные технологии
    • Традиционные технологии
    • Локальные технологии
    • Классно-урочные технологии
    • Альтернативные технологии
    • Групповые технологии
    • Дифференцированное обучение
    • Личностно-ориентированные технологии
    • Информационно-коммуникативные технологии
    • Проектная деятельность
    • Игровые технологии
    • Тестовые технологии
    • Коллективные способы обучения

Работа над темой по самообразованию «Особенности преподавания церковнославянского языка в школе»

Цель:

  • Выявить положения, обосновывающие целесообразность преподавания церков-нославянского языка в школе.
  • Определить особенности методики обучения церков¬нославянскому языку.

Задачи: 

  • Разработка технологии обучения церков¬нославянскому языку;
  • Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности;

Предполагаемый результат:развитие познавательного интереса к истории языка

iage002

Я работаю в Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского с 1999 года. Очень люблю свою профессию и предмет, который преподаю, стараюсь делать уроки интересными, чтобы ученики приходили на них с радостью, мне нравится работать с детьми, делиться с ними своими знаниями.

Мне посчастливилось – я работаю в необычном учебном заведении, и посчастливилось вдвойне – я веду уникальный предмет – церковнославянский язык, для меня это – большое счастье и интересное творчество.

Для преподавания древнего языка мною была составлена программа для 2-11 классов «Церковнославянский язык - язык Священного Писания и Православного Богослужения». Программа была одобрена на факультете Русской филологии и национальной культуры на кафедре Истории русского языка РГУ.

iage003


Авторская программа по церковнославянскому языку для 2-11 классов «Церковнославянский язык - язык Священного Писания и Православного Богослужения»

________________________________________________

Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердися, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет.

М.В. Ломоносов

Обоснование необходимости изучения церковнославянского языка и значение этого предмета

  1. Чтение и изучение древних текстов Священного Писания и Православного богослужения, житийные тексты имеют большое духовное и воспитательное значения.
  2. У детей появляется интерес к изучению истории языка.
  3. Знание церковнославянского языка дает возможность по-иному осмыслить многие явления русского языка.
  4. Обучение кириллическому письму улучшает каллиграфию учащихся. Буквы ки-риллицы красивее букв современной азбуки.
  5. Происходит формирование внимательного и бережного отношения к слову.
  6. У детей развивается языковое чутье.
  7. Обогащается словарный запас у учащихся, речь их становится красивее и богаче.
  8. Особенность чтения по-церковнославянски оказывают благотворное влияние на качество чтения по-русски.

Особенности программы по церковнославянскому языку для 2-11 классов и УМК

Курс церковнославянского языка для начальной школы «Славянское слово» призван раскрыть ребенку новую возможность церковной жизни, «хождение в Боге» – в ее благодатном церковном языке, который, будучи стяжен подвигом святых Мефодия и Кирилла, стал языком Православного богослужения и Священного Писания у славян.

Основные задачи учебного курса начальной школы - научить правильно читать тексты, написанные кириллицей, основные молитвословия, красиво и грамотно писать. У детей должен быть развит навык осмысленного чтения.

Цель курса в начальной школе – возрастить в душе ребенка любовь к Божьему Слову, воплощенному в церковнославянском языке, укоренить благоговейное и серьезное отношение к нему, привить потребность самому читать и молиться по-церковнославянски. На уроках учащиеся проявляют свое творчество – рисуют буквицы, пишут вязью.

Главная цель курса церковнославянского языка для 5-11 классов – научить грамотно читать и понимать тексты Священного Писания, содействовать пониманию Церковного богослужения и выявлению влияния древнего языка на современный русский. У учащихся должно быть сформировано умение перелагать кириллические тексты на русский язык.

Учащиеся осваивают грамоту, изучают надстрочные знаки, лексику, орфографию, орфоэпию, грамматику, морфологию, синтаксис церковнославянского языка.

Программа предполагает применение различных форм организации обучения и виды работ учащихся: объяснение теоретического материала учителем, лекция, беседа, словарный диктант, выполнение упражнений, самостоятельная, индивидуальная, контрольная работы, взаимопроверка, чтение текста, его запись и перевод, составление словаря.

Для работы на уроке используются разнообразные дидактические материалы и наглядные пособия.

В гимназическом музее имеется выставка книг XVIII-XIX веков на церковнославянском языке, которые используются на уроках.

Интегрированные уроки

При изучении церковнославянского языка появляется возможности осуществления межпредметных связей. Например, были успешно проведены интегрированные уроки по Закону Божьему, истории и церковнославянскому языку:

  • «Книги Священного Писания, употребляемые в богослужении»,
  • «Кириллица и греческий алфавит».

Внеклассная работа

1) Ежегодно в гимназии проводятся конференции, приуроченные Дню славянской письменности и культуры, в которых принимают участие учащиеся и педагоги гимназии.

image004

2) Викторины, приуроченные Дню славянской письменности и культуры.

iage005

3) Предметные недели.

«Неделя русской словесности»:

  • Викторина «Родной язык – наше великое богатство»
  • Конкурс знатоков русского языка «Великий, могучий русский язык»
  • Библиотечный урок на тему «Книги – наши друзья»
  • Эпистолярный жанр. «Письмо любимому литературному герою», 6-е классы - Открытый урок «Путешествие по океану «Лексика»
  • Викторина «Тайны русского языка» - Вечер классической поэзии и другие

4) Конкурсы чтецов.

5) Знания, приобретенные на уроках церковнославянского языка, находят практическое применение при чтении детей на клиросе в гимназическом храме.

6) Театральная постановка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», 9-ые классы.

image006


Результаты педагогической деятельности

Участие учащихся в олимпиадах, выставках и конкурсах

Учащиеся гимназии принимают участие в ежегодном городском литературно-историческом конкурсе для детей и юношества ко Дню славянской письменности и культуры «Язык наш древо жизни на земле»

Тема работыГод участия
Литературно-исследовательская работа «Как русские писатели-классики относились к церковнославянскому языку» 2010
Сочинение «Живой древний язык - о церковнославянском языке в нашей речи» 2010
Литературно-исследовательская работа «Как называются буквы в славянской азбуке и что означают эти названия?» 2012
Литературно-исследовательская работа «Что вы знаете о создателях славянского языка?» 2012
Литературно-исследовательская работа "Как церковнославянскй язык влияет на нашу речь" 2013
Литературно-исследовательская работа "400-летие династии Романовых" 2013
Изобразительное и декоративно-прикладное творчество "Сундучок "Кириллица" 2013

image008

 


Учащиеся гимназии принимают участие в олимпиадах по основам православной культуры и занимают призовые места

 

Муниципальный этап, 2012 год  II  и III место

Проектная деятельность учащихся Выступление гимназистов на научных гимназических конференциях ­

  • «Роль церковнославянизмов в современном русском языке»
  • «Житие свв. Кирилла и Мефодия» 
  • «История русского письма» 
  • «История русской письменности» 
  • «О значении церковнославянского языка в нашей речи» 
  • «Славянская азбука и греческий алфавит» 
  • «Глаголица и Кириллица»  ­
  • «Первые книги на Руси» 
  • "Как церковнославянский язык влияет на нашу речь" 
  • "400-летие династии Романовых" 
  • "Сундучок "Кириллица" в номинации изобразительное и декоративно-прикладное творчество 

image008


Издание гимназического журнала «НИВА»

 

С 2008 года по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла в Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского силами учащихся начался издаваться ежемесячный журнал «НИВА».

Нашему гимназическому журналу «НИВА» скоро юбилей - 5 лет. Мы публикуем в журнале материал о православных праздниках, о жизни нашей гимназии и другую интересную информацию. Каждый выпуск журнала имеет несколько рубрик: «Православные праздники», «Святые», «Наша жизнь», «Рассказы», «Готовим вместе», «Полезные советы», «Вопрос и 1001 ответ», «Государства и флаги», «Животный мир», «Проба пера», «Аз, Буки, Веди...», «Математика», «Рукоделие», «Досуг», «Паломничества по святым местам» и другие, знакомящие с интересными событиями и фактами. В журнале публикуются не только произведения известных русских писателей, но стихи и рассказы, авторами которых являются сами гимназисты.

Праздничные номера журнала выходят большим тиражом и вручаются в качестве подарка к Рождеству или Пасхе.

 image009

НАГРАДЫ ЖУРНАЛА «НИВА»

  1. ДИПЛОМ II Городского городского фестиваля детской и юношеской прессы Образовательных учреждений г. Рязани 2009 г.
  2. ГРАМОТА Министерства образования Рязанской области за победу в региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» в 2010 г.
  3. ГРАМОТА Рязанского Государственного университета имени С.А. Есенина 2011 г.
  4. СВИДЕТЕЛЬСТВО Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани участнику VI городского фестиваля детской и юношеской прессы образовательных учреждений г. Рязани 2013г.
  5. ДИПЛОМ победителя редакции журнала "Нива" в номинации "Лучший дизайн издания" 2013г. г. Рязань
  6. ДИПЛОМ 1-й степени гимназическому журналу "Нива" за серию репортажей о духовно-нравственном воспитании на шестом Всероссийском фестивале школьных средств массовой информации и творческих коллективов "Пою моё Отечество" г. Санкт-Петербург 2013г.
  7. СЕРТИФИКАТ, подтверждающий, что гимназический журнал "Нива" является участником Всероссийской выставки "Школьные СМИ - 2013" и имеет право использовать настоящий "Знак отличия" на страницах своего издания. 2013г. г. Санкт-Петербург
  8. ДИПЛОМ участника шестого Всероссийского фестиваля школьных средств массовой информации и творческих коллективов "Пою моё Отечество". г. Санкт-Петербург 2013г. 
  9. Благодарственное письмо ректората Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина коллективу журнала "Нива" за участие в проведении Праздника славянскорй письменности и культуры. 2013г.
  10. Диплом шестого Всероссийского фестиваля школьных средств массовой информации и творческих коллективов "Пою мое Отечество!" за "Индивидуальное творческое задание на Фестивале, в номинации "Лучший репортаж" 2013г. г. Санкт-Петербург
  11. Диплом победителя в номинации "Лучший дизайн издания" на VII городском фестивале детской и юношеской прессы 2014г. г. Рязань

image010

image011

image012