Московский Патриархат Рязанская Епархия РПЦ Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

3. СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ – ЗАСТУПНИК ЗЕМЛИ РЯЗАНСКОЙ

Рассматривая историю нашего родного города, нельзя не вспомнить о покровителе земли Рязанской святителе Василии.
vasilii ryazanskii 2По преданию епископ Василий был поставлен прибывшим из Киева князем Георгием Ярославичем около 1284 года.
В списке Рязанских епископов святитель Василий следует за Иосифом, упоминаемым в 1284 году. Иосиф же занимает третье место в Рязанской иерархии, следовательно, святитель Василий был четвёртым Рязанским епископом.
После преставления благоверного князя Константина с его чадами, и после запустения города Мурома от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверной княгини Февронии пришёл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме. Этот благоверный князь Георгий Ярославич обновил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и храм святых страстотерпцев и устроил епископа Василия, мужа праведного и благочестивого. Из преданий можно основательно предположить, что родом он был из Муромо-Рязанских земель. Приняв высокой святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.
Дьявол же, древний погубитель душ человеческих, не в силах терпеть праведной жизни этого епископа, начал ему вредить так, чтобы представить его блудником. И вот, преображаясь в девицу, он показывался из дома епископа – то выглядывал в окно, то выходил из епископского дома. Видя такое, многие жители города и городские вельможи впали в обман – поверили этому. И вот пришли они в дом епископа, чтобы ради вины такой прогнать его из епископии. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его.
d1a7a881c354fc2c01209fed6b4c393eПосле ложного обвинения и моления в течение всей ночи в храме Бориса и Глеба, где святитель Василий отслужил всенощное бдение и Божественную Литургию. Затем он совершил молебен в Благовещенском храме перед чтимой Муромской иконой Богородицы, утром взял икону, на которую имел великую надежду о спасении своём, – и пошёл с епископского двора. Его проводили до реки Оки и хотели дать ему небольшую ладью, чтобы он мог уплыть. Он же, стоя на берегу, снял мантию и, разостлав её по воде, встал на неё, держа в руках образ с Христом и Богородицей, и сразу же бурным порывом ветра понесло его против течения, вверх по реке. Поражённые чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «в мгновение ока». Так оправдал Бог невинность праведника перед народом и посрамил козни диавола.
Рассказывают, что случилось это на третьем часу дня, а в девятом часу того же дня примчало его в то место, которое ныне зовётся Старой Рязанью, тогда ведь здесь жили рязанские князья. Князь рязанский Олег встретил его с крестами. Так и перешла в Рязань Муромская епископия; и до некоторых пор называлась она Борисоглебской, в память того, что святой Глеб был первым князем в Муроме и положил начало христианской вере. Через некоторое время Рязань была разрушена монголо-татарами. В 1288 году явился новый тиран – воин Элортай, сын Тимур-Хозерова, который опустошил Мордовскую землю, Муром и Рязань. От древней Рязани остались лишь земляные валы. Так святитель Василий вновь отплыл на своей мантии под покровительством Муромской иконы, на этот раз по Оке и её притоку Трубежу в город Переяславль-Рязанский. В Переяславле-Рязанском святитель vasВасилий служил в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба. С того времени храм этот стал соборным. Здесь Преосвященный Василий и закончил свой святительский подвиг. 3 июля 1295 года он отошёл ко Господу. Святое тело было погребено в Борисоглебском соборе, но при перестройках собора могила оказалась снаружи храма.
После этого Муром стал входить в епархию рязанских епископов. И епископы с тех пор в Муром больше не возвратились и стали именоваться епископами, на первом месте – рязанскими, а на втором – муромскими. Когда же епископы посещали город Муром, то именовались на первом месте – муромскими, а на втором – рязанскими. Чудесная же икона, которая перенесла епископа Василия, и доныне находится в Рязани. Он с верой уповал на неё, она же милостью своей прославила его, желая показать беспорочность своего раба, и всего за шесть часов домчала его вверх по реке на расстояние, больше двухсот поприщ.
Более 300 лет святые мощи святителя Василия почивали в земле, при Борисоглебском соборе. И вот, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, удостоверенные небесными знамениями, мощи были обретены нетленными. 10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605 – 1617 гг.) состоялось открытие его мощей и перенесение их в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Рязанском Кремле. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом.
В 1638 году, при архиепископе Рязанском и Муромском Моисее (1638 – 1651 гг.) над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещена Муромская икона «Моление Василия». 10 июня 1645 года впервые торжественно праздновалось перенесение мощей святителя Василия. Особенно усердным почитателем Рязанского Первосвятителя был сподвижник Патриарха Никона архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил (1651 – 1655 гг.).
BG7В 1712 году, при митрополите Рязанском и Муромском Стефане Яворском, над местом первоначального погребения святителя Василия, у Борисоглебской церкви, была устроена часовня усердием подьячего Никиты Алтухова. В 1722 – 1723 годах, при императоре Петре I, состоялось свидетельствование святости святителя Василия, после чего он был изображён на иконе вместе с другими русскими святыми. При митрополите Димитрии (Сеченове; 1752 – 1757 гг.) над мощами святителя Василия была сделана новая гробница с иконой святителя. В 1782 году гробница над мощами святителя Василия была великолепно украшена архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым; 1778 – 1804 гг.). В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове; умер 19 июля 1821 г.) последовал указ Святейшего Синода о праздновании Василия в Неделю Всех святых.
4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова.
В 1909 году при епископе Рязанском Никодиме (Бокове; 1906 – 1911 гг.) было решено, к 300-летию обретения честных мощей святителя Василия, произвести второе прославление поднятием из-под спуда для открытого поклонения им. Но эти мощи не дались особым чудом в руки людей и остались почивать на месте под спудом.
Xr.Sobor2Долгое время в Христорождественском соборе находился архив. Усилиями епархии и верующих у северной стены собора было оборудовано место поклонения святым мощам угодника Божия Василия. Сюда приходили многие верующие и чтущие память Первосвятителя Рязанского, приходили страждущие, требующие помощи, заступлений и исцеления, и каждому даётся по вере его.
настоящее время при митрополите Симоне Христорождественский собор стал кафедральным собором Рязанской епархии. Теперь в нём ежедневно справляются службы. И как главная святыня Христорождественского собора являются мощи святителя Василия Рязанского.
Во многих храмах Рязанской епархии имеется ныне настенное изображение святителя Василия, плывущего по воде на мантии с иконой Пресвятой Богородицы в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.
И в наше время святитель Василий, являясь небесным покровителем Рязанской земли, продолжает оказывать помощь всем, кто с верой и усердной молитвой к нему обращается.
Святителю отче наш Василие, Рязанский чудотворче, моли Бога о нас.